Ликвидация ООО самостоятельно

Жизненный цикл любой компании неизбежно приводит к закату и тут возникает вопрос «Как закрыть компанию?». Кажется что самостоятельно сделать этого невозможно, опыта такого конечно же не нет, это под силу только суперпрофессионалу. Схема действия при процедуре ликвидации одна и только Ваш выбор — осуществить ее самостоятельно или обратится к специалисту.

В этой статье мы рассмотрим процедуру ликвидации Общества с ограниченной ответственности самостоятельно по этапам:

  1. Принимаем решение.
  2. Уведомляем инспекцию.
  3. Размещаем информацию в СМИ.
  4. Выявление кредиторов.
  5. Составляем ликвидационный баланс.
  6. Формируем пакет документов.
  7. Подаем документы.
  8. Получаем документы о регистрации и снятии с учета.

1.Принимаем решение.

Нужно провести общее собрание учредителей, сформировать ликвидационную комиссию, назначить ответственного за ликвидацию (ликвидатора). С момента назначения ликвидатора к нему переходят все права по управлению делами юридического лица.

В решении обязательно должно содержаться:

  • Орган, рассмотревший требование о проведения общего собрания;
  • Лицо (орган), направившее требование о проведении собрания;
  • Дата, место и время проведения собрания;
  • Форма собрания (совместное присутствие или заочное голосование);
  • Формулировка повестки дня;
  • Порядок сообщения участникам о проведении собрания;
  • Информация, предоставленная участникам при подготовке к проведению внеочередного собрания, и порядок ее предоставления.

Ликвидатором и членами ликвидационной комиссии могут быть учредитель, генеральный директор, любой сотрудник или стороннее третье лицо. Единственный учредитель может решением назначить себя ликвидатором и сам проводить процедуру ликвидации.

2.Уведомляем инспекцию

В течении 3-х рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации нужно предоставить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление (форма Р15001) к нему приложить решение о ликвидации. Подпись на заявлении Р15001 должна быть заверена нотариально.

3.Размещаем информацию в СМИ

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а так же о порядке и сроке заявления требований кредиторами общества.

При размещении информации «Вестник» предоставляет письмо о размещении информации, а так же экземпляр номера, в котором была размещена эта публикация. Данные документы необходимы для подтверждения размещения.

Существуют судебные решения о признании электронного подтверждения публикации, но чтобы избежать отказа налоговой и штрафа о нарушении процесса ликвидации, лучше заранее заказать экземпляр издания перед публикацией.

4.Выявление кредиторов

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) выявляют кредиторов, а так же предпринимает действия по сбору дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации Общества и сообщить срок для предъявления требований. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.

Сообщения могут быть отправлены заказным письмом с описью вложения и уведомлении о вручении или лично переданы уполномоченному представителю под роспись (данные представителя указываются в расписке о получении). Копии всех уведомлений, отправленных кредиторам с отметкой о получении, нужно сохранить.

5.Составляем ликвидационный баланс

По истечении 2-х месяцев со дня публикации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана составить промежуточный ликвидационный баланс. Об этом необходимо сообщить в регистрирующий орган путем предоставления уведомления (форма Р15001), подпись заявителя которого должна быть подтверждена нотариально.

Сроки сдачи промежуточных ликвидационных балансов (ПЛБ)

Первый промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами но не ранее чем через 2 месяца после публикации информации о ликвидации организации.

Следующие ПЛБ сдаются в случае открытых требований кредиторов. Очередной ежегодный баланс так же сдается в виде ПЛБ, если на дату подачи годового баланса процесс ликвидации не завершён. ПЛБ сдаются до того момента пока все требования кредиторов не будут удовлетворены полностью.

В случае невозможности удовлетворения требований запускается процедура банкротства.

6.Формируем пакет документов

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна подготовить:

  1. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). Подпись заявителя удостоверяется нотариально. Нотариальное заявление не требуется только в случае подачи заявления в электронном виде с ЭЦП. Ликвидационный баланс (окончательный), утвержденный учредителями (участниками).
  2. Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 800 руб. С 01.01.2019 при направлении документов в электронном виде, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать гос.пошлину не требуется.
  3. Документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (данный документ не обязателен). В случае не предоставления налоговая самостоятельно уведомляет фонды.

Окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ)

Окончательный ликвидационный баланс составляется последним после закрытия расчетного счета организации, без открытых требований кредиторов и распределением долей между учредителями. ОЛБ может быть убыточным, в таком случае убытки погашаются за счет долей учредителей.

Отчетность во внебюджетые фонды при ликвидации

Пенсионный фонд

Ликвидация организации не отменяет обязанности по сдачи отчетности на период ликвидации. Поэтому необходимо обязательно сдавать ежемесячную отчетность СЗВ-М, ежеквартально сдавать Расчет по страховым взносам (в ИФНС) с пометкой «ликвидация» и сведения персонифицированного учета за год (или по дату окончания отчетного периода — дата внесения записи в ЕГРЮЛ).

Отчеты обязательно сдавать до момента подтверждения ликвидации. В случае не предоставления отчетности на организацию может быть наложен штраф.

Фонд социального страхования

Так же в положенные сроки сдается ежеквартальная отчетность по Форме 4-ФСС с пометкой «ликвидация» («прекращение деятельности») на титульном листе.

Дополнительные информационные отчеты о прекращении деятельности в фонды предоставлять не нужно, с 01.01.2017 г. информацию о снятии с регистрационного учета в фонды отправляет налоговая.

Статистика

Формы предусмотренные для сдачи органами статистики необходимо сдавать в общем порядке до момента регистрации о ликвидации. В органы статистики необходимо предоставить один экземпляр ликвидационного баланса.

7.Подаем документы

Документы могут быть предоставлены:

  1. Лично руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором);
  2. Через представителя по нотариальной доверенности;
  3. По почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  4. В электронном виде с помощью сервиса на портале nalog.ru и подписаны ЭЦП заявителя, либо нотариуса (ключ должен быть действителен на момент подписания документов и на момент направления их в налоговый орган.

Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения. Налоговая инспекция принимает документы и выдает (направляет) расписку в получении. После этого вносится запись в ЕГРЮЛ. ВАЖНО!!! Именно в этот день по общему правилу заканчивается последний налоговый период для налогоплательщиков, которые перестают существовать. Это означает, что нужно определить налоговую базу, исчислить и уплатить налог, а так же предоставить налоговую декларацию за этот налоговый период.

8.Получаем документы о регистрации и снятии с учета

На 6-й рабочий день после подачи документов заявитель лично или через представителя по доверенности может получить документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица:

  1. Лист записи ЕГРЮЛ
  2. Уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе.

В случае отказа в государственной регистрации организация получает документ, в котором изложена причина отказа (п.1 ст.23 ФЗ129 от 08.08.2001) Нужно будет устранить все замечания и заново подать документы.

Отчетность в период ликвидации организации

Ликвидация предприятия не отменяет обязанность по сдаче отчетности ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной. Так как процесс ликвидации занимает достаточное количество времени минимум 3 месяца. За этот период необходимо сдавать вся обязательную отчетность, единственное с отметкой о прекращении деятельности (ликвидации) на титульном листе.

Последние отчеты сдаются в день подачи заявления о ликвидации. Но даже после внесения записи в ЕГРЮЛ и получение листа записи может понадобится сдать годовую отчетность по окончании года, но чаще всего их не принимают.

Налоговая проверка при ликвидации

Выездная налоговая проверка при закрытии (ликвидации) организации это право налоговой инспекции, а не ее обязанность. Поэтому вопреки распростаненному мнению не всегда налоговая инспекция приедет с проверкой при ликвидации предприятия.

С полной уверенностью можно сказать, что избежать налоговую проверку могут организации, у которых:

  • нет наемных сотрудников, в организации только генеральный директор;
  • нет задолженности по налогам и сборам;
  • заработная плата не начисляется и не выплачивается;
  • нет судебных дел, в которых участвует организация;
  • отсутствие любой деятельности в течении 3-х лет.

Чтобы избежать выездную налоговую проверку при ликвидации, нужно не делать «резких движений», о есть не совершать рискованных операций, резко прекращать деятельность, не платить налоги и взносы, не сдавать отчетность.

Чаще вместо выездной налоговой проверки проводят камеральную проверку последних сданных отчетов с запросом документов по ним и объяснений. В случае, если в ходе камеральной проверки имеются подозрения в нарушении законодательства, может быть назначена выездная проверка.

Назначение выездной или камеральной налоговой проверки принимает инспекция по месту регистрации ликвидируемого предприятия. Выездная проверка будет назначена в том случае, если данная организация уже стоит в списке проверки. В любом случае проверка может затянуть процесс ликвидации, а еще для ее прохождения требуется консультация специалиста и целесообразнее не увольнять главного бухгалтера до момента окончания процесса ликвидации.


Процесс ликвидации процесс не простой и достаточно долгий, поэтому лучше предпринять все возможные действия и усилия для спасения бизнеса. А вот если все способы иссякли, предлагаем Вам эту «шпаргалку».

В случае возникших вопросов, можете обратится в наш многофункциональный правовой центр за консультацией, записаться можно по телефону +7 (977) 612-42-14 и заполнить специальную форму.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Также не стоит забывать о том, что хозяйственная деятельность ликвидируемой организации подлежит проверке контролируемыми органами на предмет соблюдения законодательства Украины и правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей. Как правило, такие проверки проходят достаточно быстро, кроме проверки налоговым органом, который в связи с постоянными реорганизациями затягивает проведение проверки. Но в целом, стоит отметить, что такие проверки контролирующих органов не должны пугать собственников, по-этому не стоит мучиться вопросом о том, как закрыть предприятие без проверки. Отдельное внимание следует уделить трудовым правоотношениям ликвидируемого лица и его работников, поскольку такие работники подлежат увольнению в связи с полной ликвидацией предприятия. Однако таких работников, если ООО не работала, может и не быть. Тем не менее этот вопрос упускать не следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *