Увлекательное хобби рано или поздно может перерасти в собственное дело и тогда возникает вопрос6 Как открыть свое ИП с нуля: с чего начать. В данной статье мы рассмотрим все основные моменты связанные с этой ситуацией.
Для регистрации ИП предстоит пройти ряд этапов:
- Принимаем решение о регистрации своего бизнеса.
- Выбираем способ регистрации ИП.
- Выбираем виды деятельности в соответствии с ОКВЭД.
- Заполняем заявление по форме Р21001.
- Оплачиваем гос.пошлину за регистрацию.
- Подаем документы.
- Выбираем систему налогообложения.
- Подаем уведомление о выбранной системе налогообложения.
- Получаем документы о регистрации своего ИП.
- Постановка ИП на учет в фондах.
Шаг 1. принимаем решение о регистрации своего бизнеса
В зависимости от вида деятельности и перспектив его развития на этапе регистрации необходимо принять решение в каком виде его оформить.
Можно остаться в статусе самозанятого, но это подходит только для определенных видов деятельности. Размер такого бизнеса соответственно маленький и состоит из одного человека. Если впоследствии захочется расширения и наем других сотрудников, то придется регистрировать ИП или ООО.
Совершенно противоположная ситуация, когда планируется масштабный бизнес, много сотрудников, возможно открытие обособленных подразделений и филиалов, торговля или производство подакцизных товаров. В таком случае следует выбрать форму регистрации в виде ООО. Так же такая форма подойдет, если предполагается создание бизнеса совместно с одним или несколькими партнерами, лучше создавать ООО с несколькими учредителями. Но в таком случае стоит быть готовым к серьезным финансовым вложениям.
В случае, если предполагается один участник и небольшой бизнес, лучшим выбором станет регистрация в качестве Индивидуального предпринимателя.
Шаг 2. Выбираем способ регистрации
В настоящий момент существует несколько способов зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя:
- лично, подав заявление в регистрирующий орган (налоговую инспекцию);
- через МФЦ, в случае наличия у них такой услуги;
- с помощью представителя или регистрирующей организации по доверенности, а так же через нотариуса;
- отправить документы по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения;
- в электронном виде на портале госуслуги;
- в электронном виде через сервис на сайте nalog.ru.
В зависимости от вида регистрации может отличаться стоимость регистрации и связанных с этим дополнительных услуг.
С 01.01.2019г. при направлении документов для государственной регистрации в электронном виде, в том числе через МФЦ или нотариуса, уплата государственной пошлины не требуется.
Шаг 3. Выбираем вид деятельности
При регистрации необходимо указать коды вида деятельности, которым будет заниматься ИП. Коды указываются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Это ответственный этап, так как доходы по не включенным видам деятельности будут облагаться по ставке 13%, а это существенно может отличаться от ставки по выбранной системе налогообложения.
Один вид деятельности будет указан как основной, а другие как дополнительные.
Следует хорошо подумать в какой сфере будет новый бизнес и выбрать все коды видов деятельности связанных с этим, чтобы в будущем не доказывать, что это именно тот вид деятельности.
Но если на стадии регистрации какой то вид деятельности был не учтен, его можно будет добавить в последствии, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление.
Шаг 4. Заполняем заявление Р21001
Для регистрации своего ИП необходимо заполнить форму Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», утвержденную приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Заявление может быть заполнено от руки черными чернилами печатными буквами или с помощью компьютера и специальных сервисов и программ.
В заявлении указываются:
- Фамилия Имя Отчество;
- ИНН (при наличии);
- Паспортные данные;
- Адрес регистрации (по паспорту);
- Коды вида деятельности в соответствии с ОКВЭД (основной и дополнительные);
- контактный телефон и электронный адрес.
Наименование ИП будет в соответствии с фамилией. Выбрать название самостоятельно невозможно, как, например, для ООО, но можно использовать фирменное наименование, его отдельно и обязательно регистрировать не нужно.
Адрес места регистрации ИП будет указан в соответствии с регистрацией, указанной в паспорте. Зарегистрировать на другой адрес по желанию возможно только изменив место регистрации (прописки).
Шаг 5. Оплата государственной пошлины
Пошлина за осуществление регистрационных действий составляет 800 рублей.
В случае предоставление документов в электронном виде, через МФЦ и нотариуса, оплата гос.пошлины не требуется.
Сформировать квитанцию на оплату или узнать реквизиты можно на сайте налоговой инспекции (nalog.ru).
Шаг 6. Подаем документы
В зависимости от выбранного способа подачи документов определяем место куда должны предоставить все необходимые документы.
Лично в налоговую: На сайте налоговой инспекции можно по адресу регистрации узнать в какую инспекцию подавать документы.
Через представителя: Находим подходящего посредника (МФЦ, регистрирующие компании, нотариуса).
В электронном виде: заполняем форму на портале госуслуг или через сервис налоговой инспекции, прикрепляем необходимые документы.
Если документы на регистрацию подаются через представителя, то заявление по форме Р21001 требуется заверение подписи нотариально, а так же оформить нотариальную доверенность на представителя.
При подаче документов лично в налоговую подпись на заявлении необходимо ставить в присутствии сотрудника инспекции.
Итак, список документов для регистрации ИП:
- заявление Р21001;
- паспорт заявителя (копия);
- квитанция об оплате госпошлины (при необходимости);
- доверенность на представителя (при необходимости).
Подаем документы и получаем расписку о приеме документов от сотрудников регистрирующего органа.
Шаг 7. Выбираем систему налогообложения
В течение 30 дней после регистрации необходимо выбрать систему налогообложения. Существует 5 видов налогообложения для ИП:
- ОСНО — общая система налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ПСН — патентная система налогообложения;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.
По умолчанию, если не подавать документы на определенную систему налогообложения, то налоговая инспекция определит ОСНО. Для ИП как и для физического лица ставка на доходы составляет 13%.
УСН существует в двух вариантах в зависимости от выбранного объекта: доходы или доходы минус расходы. И соответственно ставки налога будут: 6% или 15%.
Выбор ЕНВД, ПСН и ЕСХН зависит от вида деятельности и объектов налогообложения, и соответственно по каждому виду будут отличаться ставки налога.
Сменить систему налогообложения можно начиная с нового календарного года, подав соответствующее уведомление.
Более подробно все системы налогообложения рассмотрены в статье «Налоги ИП и ООО».
Шаг 8. Подаем документы о выборе системы налогообложения
Для вновь зарегистрированных ИП уведомление о выборе системы налогообложения подается в течение 30 дней, как правило документы подаются одновременно с регистрацией.
Как уже говорилось выше, если не подавать никакого заявления, то по умолчанию налоговая инспекция определит ее как ОСНО, в других случаях необходимо подать специальную для этого форму.
Уведомление подается в двух экземплярах: один остается в ИФНС, другой с отметкой возвращают. Можно подать уведомление в электронном виде, только для этого потребуется подключение к электронной отчетности и ЭЦП (электронно-цифровая подпись).
Шаг 9. Получаем документы о регистрации
Через 3 рабочих дня, в случае правильности заполнения документов, налоговая инспекция регистрирует Вас в качестве Индивидуального предпринимателя. В подтверждении этого выдается лист записи ЕГРИП.
В зависимости от выбранного способа подачи документов срок регистрации может отличаться.
Документы о регистрации так же может получить представитель по доверенности.
Шаг 10. Регистрация в фондах
В пенсионный и медицинский фонд, а так же в территориальный ор статистики, информацию о зарегистрированных ИП налоговая инспекция подает сама.
В Фонд социального страхования необходимо будет самостоятельно подать документы при приеме на работу сотрудника. Перечень документов и порядок их заполнения можно уточнить в своем территориальном подразделение фонда с социального страхования.
Выполнив все эти действия, Вы зарегистрируете свой бизнес в форме Индивидуального предпринимателя. В случае возникших вопросов, можете обратится в наш многофункциональный правовой центр за консультацией, записаться можно по телефону +7 (977) 612-42-14 и заполнить специальную форму.
Теперь буду знать